Европейская Комиссия предлагает пересмотреть законодательство о надзоре за финансовыми корпорациями

Автор: 
Арабей Елизавета

Что такое финансовые корпорации?

Финансовые корпорации (в праве ЕС называются “financial conglomerates” – многопрофильные финансовые компании) это группы компаний, осуществляющие свою деятельность  в одной или нескольких странах и занимающиеся финансовыми операциями как в сфере страхования, так и в сфере банковского дела. Как правило, это крупные и сложные по структуре группы компаний, состоящие из нескольких юридических лиц, подчиняющихся одному основному юридическому лицу, принимающему решения по общей политике ведения бизнеса.

Тот факт, что финансовые корпорации оказывают влияние на экономику, был выдвинут на первый план в процессе финансового кризиса 2008 года. Большое количество финансовых корпораций попали в затруднительное положение и правительства государств-членов вынуждены были прибегнуть к финансовым вливаниям, чтобы помочь корпорациям остаться "на плаву".

Как происходит надзор за деятельностью финансовых корпораций в данный момент?

Для отсутствия затруднений в восприятии материала термины «наблюдение» и «надзор» в настоящей статье имеют одинаковое смысловое значение.

Правовое регулирование наблюдения за деятельностью финансовых корпораций регламентируется Директивой Европейского Парламента и Совета 2002/87/EC от 19.12.2002, а также дополняется Директивой Европейского Парламента и Совета 2008/25/EC от 11.03.2008. В данный момент наблюдение за деятельностью финансовых корпораций происходит в основном на национальном уровне. Юридическое лицо, желающее осуществлять деятельность в банковском секторе экономики государства-члена ЕС, должно получить разрешение национального финансового надзорного органа и соответствовать требованиям банковского законодательства. То же самое касается юридических лиц, собирающихся осуществлять деятельность в области страхования. Таким образом, юридические лица банковского сектора и юридические лица сектора страхования подотчетны разным надзорным органам.

Финансовые корпорации обычно занимаются как банковским, так и страховым делом, и кроме этого, осуществляют свою деятельность в нескольких государствах-членах ЕС. Директива 2002/87/ЕС наделяет национальные надзорные органы дополнительными полномочиями и инструментами по наблюдению за деятельностью финансовых корпораций. Такое наблюдение является дополнительным к банковскому и страховому надзору.

Что подразумевает под собой дополнительный надзор?

Дополнительный надзор имеет место в том случае, если финансовая группа (корпорация) состоит из нескольких юридических лиц, занимающихся банковской, страховой, а также другой финансовой деятельностью. Число юридических лиц в корпорации может превышать пятьсот или даже тысячу. Все эти юридические лица подчиняются основному юридическому лицу, которое принимает решения относительно ведения бизнеса, внутреннего управления и других общих вопросов. Основная организация может быть как одной из компаний, вовлеченных в деятельность корпорации (банковскую или страховую), так и создаваться в форме холдинг-компании, которая задействована лишь в контроле и принятии решений.

Дополнительное наблюдение сосредоточено на проблемах, возникающих из следующих ситуаций:

  • Многократное использование капиталовложений: наблюдатели  должны удостовериться, что капитал корпорации не подвержен многократному использованию компаниями корпорации. Например, деятельность фондов может не включаться в расчеты, как юридического лица, так и в расчеты основной компании, таким образом, средства, задействованные фондом, могут быть использованы другим юридическим лицом внутри корпорации на законных основаниях.
  • Групповые риски – риски, возникающие из-за сложной структуры корпорации и не относящиеся к конкретной её деятельности. К ним относятся распространение неблагоприятных последствий (когда неблагоприятные последствия переходят с одного юридического лица корпорации на другое), сложность управления (управление большим количеством юридических лиц сложнее, чем одного), концентрация неблагоприятных последствий (возникновение одинаковых неблагоприятных последствий в разных юридических лицах корпорации в одно и то же время), конфликт интересов внутри корпорации (одна группа юридических лиц заинтересована в сделке, в которой не заинтересована другая группа юридических лиц корпорации).

Директива 2002/87/ЕС наделяет национальные надзорные органы полномочиями, позволяющими отслеживать такие проблемы внутри корпораций. Наблюдатели могут требовать дополнительных отчетов, дополнительного управления при допущении неблагоприятной ситуации, принятия дополнительных мер по внутреннему управлению корпорацией. Кроме того, Директива требует от наблюдателей сотрудничества по секторам и трансграничной кооперации в целях отслеживания возможных групповых рисков.

Почему Европейская Комиссия настаивает на пересмотре норм о надзоре за финансовыми корпорациями?

Европейская Комиссия провела оценку эффективности норм Директивы 2002/87/ЕС  и пришла к выводу, что дополнительный надзор, который устанавливается в Директиве 2002/87/ЕС, не может быть проведен в отношении некоторых финансовых корпораций. В некоторых случаях национальные надзорные органы не могли осуществить дополнительный надзор за финансовой корпорацией в полном объеме, так как были обязаны выбрать один из видов надзорной деятельности банковский (или страховой), которые осуществляются в соответствии с правовым регулированием определенного сектора экономики, или дополнительный надзор за деятельностью финансовой корпорацией, подчиняющийся Директиве 2002/87/ЕС, так как правила этих разных видов надзоров были взаимоисключающими. Основной целью пересмотра Директивы 2002/87/ЕС является предотвращение таких последствий исполнения действующих норм.

Что предлагает изменить Европейская Комиссия?

Комиссия предлагает внести в Директиву 2002/87/ЕС следующие изменения:

  • В соответствии с действующими нормами, если корпорация приобретает часть бизнеса другого сектора экономики, а основная компания является холдингом, то надзорный орган должен выбрать один из вариантов надзора (секторальный или дополнительный). Комиссия предлагает сделать возможным одновременное использование двух видов надзора за основной компанией: секторальный (банковский или страховой) и дополнительный надзор за финансовой корпорацией. Банковский надзор будет применяться в случае, если приобретающая корпорация принадлежит к банковскому сектору и приобретает компанию (часть компании) в страховом секторе экономики, и соответственно – наоборот.
  • Надзорный орган вправе считать группу компаний финансовой корпорацией и назначать дополнительное наблюдение в случае, если это оправдано потенциальными групповыми рисками. Процесс определения группы компаний как финансовой корпорации должен кроме существующих методов отнесения (размер) включать в себя оценку возможных неблагоприятных последствий отсутствия дополнительного надзора.
  • Финансовые надзорные органы должны выводить группы компаний из-под дополнительного надзора, если группа компаний имеет совокупных активов меньше чем на60 млрд. евро, а риск возникновения неблагоприятных последствий оценивается как ничтожный. Это дает возможность надзорным органам сосредоточить свои усилия на более крупных и важных для экономики корпораций.

Предполагаемые изменения коснуться не только Директивы 2002/87/ЕС, но и соответствующего законодательства о банковском и страховом надзоре, а именно  Директив 2006/48/EC, 2006/49/ЕС и 98/78/ЕС.

Как предлагаемые изменения связаны с предотвращением кризиса и управлением ЕС в целом? Будут ли участвовать в новых надзорных правоотношениях Европейские Органы Финансового Надзора?

Основная цель пересмотра вышеуказанных норм это изменение всего спектра надзорных мер и полномочий, независимо от внутренней структуры финансовых корпораций. Пересмотр норм Директивы 2002/87/ЕС должен усилить эффективность надзора за финансовыми корпорациями. По мнению Европейской Комиссии дополнительный надзор за большими и группами компаний со сложной внутренней структурой, осуществляющими трансграничную деятельность, может быть плодотворным только в случае единого регулирования и одинакового осуществления такого надзора в государствах-членах ЕС.

Что касается надзора за финансовыми корпорациями, осуществляющими деятельность в разных государствах-членах ЕС, здесь необходимо применять кооперацию и координацию между надзорными органами государств-членов, которая может осуществляться при участии Европейских Органов Финансового Надзора. Предложения по формированию таких европейских органов сейчас вынесены на обсуждение Европейского Парламента и Совета.

В данный момент вышеизложенные предложения находятся на рассмотрении в Европейском Парламенте и в органах государств-членов ЕС. Европейская Комиссия предполагает, что изменения вступят в силу уже в 2011 году.

Голосов пока нет

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка