Европейский экономический и валютный союз: работа над ошибками

Автор: 
Арабей Елизавета

Существует четыре формы экономической интеграции: зона общей торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический и валютный союз (ЭВС) – это наивысшая форма экономической интеграции. Составляющие ЭВС – экономический союз и валютный союз.

Экономический союз в ЕС построен на основании внутреннего рынка и четырех основных свобод его составляющих (передвижения товаров, услуг, лиц и капиталов). Другая составляющая экономического союза – координация экономических и финансовых политик, единая конкурентная политика.  В рамках построения экономического союза происходит гармонизация законодательств государств-членов ЕС. В период экономического и финансового кризиса 2008-2009 годов было выявлено много недостатков общей финансовой и экономической системы ЕС, которые в данный момент находятся в процессе устранения.

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, а также созданная на её основе система центральных банков во главе с Европейским Центральным Банком (ЕЦБ). ЕЦБ осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов ЕС, перешедших на единую валюту евро. Для того, чтобы государство-член ЕС стало членом еврозоны, оно должно пройти процедуру сближения и отвечать следующим критериям:

1.      отсутствие чрезмерного бюджетного дефицита;

2.      инфляция не должна превышать более чем на 1,5% средний показатель по трем государствам-членам;

3.      критерий нормального участия государства в механизме обменных курсов за последние 2 года, то есть не девальвировало свою валюту по отношению к валюте любого другого государства, в том числе на двусторонней основе;

4.      долгосрочная процентная ставка в государстве-члене ЕС не должна превышать более чем на 2% средний показатель по трем государствам-членам ЕС с наименьшими показателями;

5.      сближение в законодательстве и в экономической и финансовой политике;

На сегодняшний день последней страной, удовлетворившей критерии сближения стала Эстония, которая вступает в еврозону с 01.01.2011 г. в соответствии с решением Совета 2010/416 от 13.07.2010 г.

В марте 2010 года лидеры государств-членов ЕС решили, что экономическая координация в ЕС еще не достигла должного уровня, результатом такой недоработки стал греческий кризис.  Для того, чтобы система наблюдений работала эффективней было предложено ввести санкции в отношении государств-членов ЕС, которые не соблюдают нормы бюджетного регулирования Пакта о стабильности и росте. Для того, чтобы предложения обрели законченную форму, европейский лидеры создали специальную комиссию по этому вопросу, состоящую из министров финансов государств-членов ЕС во главе с Президентом ЕС Германом Ван Рампоем. В сентябре 2010 года министры пришли к единому решению по поводу проведения «семестра» координации экономических политик ЕС, который позволит государствам-членам заблаговременно провести ревизию проектов ежегодных бюджетов, пока они не были официально приняты на национальном уровне. Такой ревизионный механизм направлен на предотвращение проблем, подобных тем, которые возникли в Греции.

После того, как расточительство Греции привело государства-члены еврозоны к пропасти возрастающего суверенного долга, начались переговоры по поводу предотвращения подобных последствий в рамках ЕС. Такие переговоры должны были привести к пересмотру норм и правил в отношении единой валюты, которые не изменялись последние 11 лет.

В обсуждении этого вопроса также встречаются подводные камни, такие как, например, различия в финансовых системах Франции и Германии и менее крупных государств-членов ЕС. Это может привести к незначительным изменениям Пакта о стабильности и росте. По словам одного из европейских дипломатов, последняя встреча министров выявила большие разногласия, что обостряет обсуждения. Призывы европейских лидеров провести ревизию и изменения в финансовой сфере помогли удержать инвесторов и дистанцироваться от «долговой ямы». Но после того, как единая валюта показала тенденции уверенного роста во втором квартале 2010, энтузиазма по поводу изменений стало гораздо меньше.

Отсутствие прогресса в переговорах министров может привести к нестабильной ситуации на финансовых рынках.

29-ого сентября Европейская Комиссия опубликует предложения о вариантах воздействия на государства-члены ЕС в целях удержания их бюджетов в соответствующих рамках и в целях сохранения государственного долга на минимально возможном уровне.

Таким образом, процесс создания ЭВС продолжается, пока все государства-члены ЕС не достигнут критериев сближения и не вступят в еврозону. Кроме этого в процессе его создания выявляются новые недостатки единой экономической и валютной системы, пагубно сказывающиеся на функционировании как отдельных государств, так и всего ЕС в целом.

В настоящее время лидеры европейских государств, а также европейские институты прилагают максимум усилий для устранения различий в законодательстве, механизмах и функциях экономических, финансовых и валютных институтов государств-членов ЕС, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для ЕС, государств-членов и их граждан.

Ваша оценка: Нет (4 голоса)

Dominic Lasok, помнится, в

Dominic Lasok, помнится, в своей The Customs Law of European Union упоминал как самостоятельную форму интеграции tax union.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка