Краткий обзор права конкуренции ЕС

Автор: Арабей Елизавета

С образованием внутреннего рынка начался качественно новый этап в развитии права объединившихся в экономико-политический союз государств. Ставя конечной целью в этой области юридическую интеграцию стран ЕС, создатели общего рынка стремятся формировать единое право ЕС, которое было бы не простым общим регулятором межгосударственных экономических отношений, а регламентировало бы хозяйственные связи на всей территории внутреннего рынка ЕС, поглотившего национальные рынки государств-членов.

Конкуренция – основа современной экономики развитых стран.  Европейская Комиссия отмечает в одном из своих докладов: конкуренция – лучший стимулятор экономического роста. В отсутствие конкуренции на рынке нет прогресса, развития производства, новых технологий.

Европейское антимонопольное законодательство начало формироваться в 60-е годы прошлого столетия и продолжает совершенствоваться по сей день. Неизменными остаются цели антимонопольной политики: установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке; сближение национальных законодательств государств-членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка; повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества (в данный момент – ЕС).

Правила о защите конкуренции основываются на ст. 3 Ниццкого Договора, в которой (п. g) говорится о деятельности Сообщества, гарантирующей, что конкуренция на Внутреннем рынке ЕС не нарушается.

В праве ЕС выделяются 4 основные сферы защиты конкуренции:

  1. Запрет картельных соглашений. В соответствии со ст. 101 Лиссабонского Договора запрещены любые соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и картельная практика. Данные соглашения являются несовместимыми с общим рынком в той части, в которой они могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и которые имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции Внутреннего рынка ЕС. По отношению к предприятиям, заключающим картельные соглашения, используется так называемая «политика снисхождения», суть которой в том, что компания, сообщившая в Европейскую Комиссию о том, что она вовлечена в уже существующий или потенциальный картельный сговор, освобождается от уплаты штрафов или получает уменьшение размеры штрафа. Такая практика очень успешно помогает бороться с неконкурентным поведением на рынке. Подробнее о политике снисхождения можно почитать в «Уведомлении Европейской Комиссии об освобождении от уплаты штрафа или снижении суммы уплаты штрафа в делах о картельных соглашениях»
  2. Запрет злоупотребления доминирующим положениемСт. 102  Лиссабонского Договора запрещает злоупотребление компаниями своим доминирующем положением. В соответствии с толкованием Суда Европейских Сообществ (толкование дано в деле Vgl. Chiquita-Bananen essential facilities doctrine),  предприятие в том случае доминирует на рынке, если оно располагает способностью применять независимые стратегии поведения на рынке, то есть если предприятие имеет возможность поведения, неконтролируемого конкуренцией. Для наличия доминирования не требуется вышеуказанных признаков на всей территории общего рынка, достаточно, если признаки доминирования присутствуют на части рынка, которая может быть географически ограничена, например, территория отдельной страны-члена ЕС или части одного государства.
  3. Контроль за слияниями предприятий. В некоторых случаях слияния предприятий может негативно отразиться на конкурентной среде Внутреннего рынка ЕС. Контроль за слияниями предприятий осуществляется европейской комиссией на основании Регламента ЕС о слияниях. Под слияниями предприятий регламент понимает объединение двух или более независимых предприятий, а также установление контроля одного предприятия над другим. Регламент регулирует концентрацию капитала «европейского масштаба», то есть слияниям, имеющим значение для всего Сообщества. Под действие регламента подпадают сделки в случае, если: 1. годовой оборот всех участвующих в сделке предприятий превышает 5 млрд. евро; 2. Агрегированный оборот на уровне сообщества каждого из по крайней мере двух из этих участников составляет более 250 млн. евро. Кроме этого существуют другие количественные критерии, а также подчеркивается, что критерии должны рассматриваться кумулятивно (то есть в совокупности), а оборот каждого из участников не должен больше чем на 2/3 относиться к деятельности участника в одном государстве-члене ЕС. Это свидетельствует о стремлении ЕС стимулировать процесс создания крупных коммерческих компаний с международной структурой капитала. Подробнее о законодательстве и правилах, касающихся слияния предприятий и осуществления контроля за слияниями можно почитать в консолидированной версии «Правил, касающихся контроля за слияниями предприятий», изданной Европейской Комиссией в апреле 2010 года.
  4. Контроль за оказанием государственной помощи. Государственная помощь – это меры, принятые государствами-участниками независимо друг от друга, с целью достижения национальных, социальных или иных целей. При этом государства предоставляют предприятиям или иным лицам определенные преимущества с целью побудить их совершить действия, направленные на достижение упомянутых целей. Ст. 107108 и 109 Лиссабонского Договора определяют общие правила контроля за осуществлением государственной помощи, которые развиваются в регламентах и директивах ЕС. Подробнее о правилах предоставления государственной помощи можно прочитать в консолидированной версии «Правил, касающихся предоставления  государственной помощи малым и средним предприятиям», изданных Европейской Комиссией в 2009 году, а также в «Справочнике о правилах оказания государственной помощи», изданном Европейской Комиссией в 2008 году.

Конкуренция в ЕС развивается во всех сферах экономики, даже в тех, которые раньше не были открыты для общего рынка. К таким сферам относятся транспорт, энергетика, почтовые сервисы и телекоммуникации. Процесс открытия этих рынков для частных компаний, а таким образом и для конкуренции тоже, называется либерализация. Раньше услуги в этих сферах экономики предоставлялись государственными компаниями стран-членов ЕС, у которых было исключительное право на предоставление таких услуг. Но с открытием этих сфер деятельности для частных компаний у потребителей появляется возможность выбирать из большого количества предоставляемых услуг подходящие для себя по качеству и цене.  Таким образом, либерализация направлена на увеличение конкуренции в этих секторах экономики. В то же время либерализация требует дополнительного регулирования, так как сервисы общего пользования должны оставаться общедоступными для потребителей. Услуги общего пользования предоставляются в соответствии с правилами ст. 86 Ниццкого Договора, в которой говорится  возможности установления правил, касающихся предоставления общедоступных услуг в государстве-члене ЕС и о соблюдении правил конкуренции компаниями, предоставляющими такие услуги. Кроме этого об общедоступных услугах, определении понятия и их влиянии на конкуренцию говорится в «Мнении об общедоступных сервисах отдела государственной помощи генерального секретариата по конкуренции».

На этапе глобализации начинает развиваться общемировая конкуренция, а следовательно и способы нарушения конкурентной среды рынка становятся глобальными. Европейская Комиссия в целях поддержания европейской и общемировой конкуренции сотрудничает с государственными органами, отвечающими за конкуренцию, третьих стран. Кроме того, в мире существуют организации, занимающиеся поддержанием мировой конкуренции, в которых Европейская Комиссия также является участником. К таким организациям относятся: Международное Сообщество по КонкуренцииОрганизация экономического сотрудничества и развитияВсемирная Торговая Организация.

Добавить комментарий